воскресенье, 29 января 2017 г.

Олимпиада по окружающему миру

Готовятся: Анна Ю., Ярослав М.,Татьяна, Максим М., Анна Н.

ОЛИМПИАДА  ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Школьный этап
 2015-2016 учебный год
Учени __    4 класса ___                  Ф. И.    _____________________________

1. Что случилось бы, если бы воздух не обладал свойством проводить звуковые сигналы?
а) все люди оглохли бы;  б) люди не могли бы говорить; в) ничего не было бы слышно.

2. Прочитайте приведенные в таблице примеры. Какие свойства воды и воздуха в них описаны? Запиши эти свойства.
Примеры
Свойства
В аквариуме, наполненном водой, хорошо видна форма и цвет рыб и растений.

Вода в стакане оказалась сладкой на вкус.

На сильном морозе стеклянная банка, наполненная водой, лопнула.

Зимнюю одежду утепляют мехом или слоем ткани из рыхлых волокон.


3. Люди какой профессии занимаются разведкой полезных ископаемых?
    а) астрономы;        б) географы;       в) геологи;        г) шахтёры.

4. Подчеркните  в тексте неверные высказывания.
       Торф используется на ТЭЦ, им топят печи в домах. В сельском хозяйстве его используют как удобрение. В местах, где добывают торф, делают длинные подземные коридоры. Места добычи торфа называют "рудниками".

5. Как образуется песок?
а) пригоняется ветром из пустыни,
б) разрушаются горные породы,
в) остаётся после высыхания водоёмов.

6. Из данных названий географических объектов выберите и подчеркните только материки.
      Европа, Австралия, Евразия, Антарктида, Северная Америка, Азия, Россия, Америка, Африка, Южная Америка, Северный полюс.

7. В сказке К. И. Чуковского  мы читаем:
И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
 «Лимпопо,  Лимпопо,  Лимпопо!»
Лимпопо - это... а) река;      б) страна;     в) гора;    г) лекарство;   д) опасная болезнь.  

8. Выберите группу животных, обитающих в одном ярусе леса.
а) лиса, белка, майский жук;                 б) заяц, рябчик, дятел;
в) клёст, иволга, королёк;                     г) соболь, куница, лесная мышь.
9. Выберите водное хищное животное.
а) белый амур;               б) морская капуста;           в) морская лилия;  
 г) ламантин;                 д) пузырчатка.

10. Вставьте  названия животных в известные фразеологизмы.
Человек резко выделяющийся чем-либо среди окружающих людей, не похожий на них, - белая ______________.
Сильно преувеличивать что-либо – делать из  ______________слона.
Очень сильно обижен – надулся как  ___________ на крупу.
Если кому-либо очень грустно, тоскливо, то про такого говорят, что у него ___________скребут на душе.

11. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. «Прополите» текст, т. е. из каждой строчки вычеркните название сорного растения. Тогда вы сможете прочитать таджикскую пословицу о труде.
МЕОТСАОЛТЛ
ВВАОСИГЛЕНЕК
ЛЮЧЕЛТОИКВЕК
ПЫВРТРУЕЙДЕ
ПОЗЛЕНАЕБЕТСЯДА
Запишите пословицу. _____________________________________________________

13. Рассмотрите рисунки и определите, какие из них относятся к ядовитым, лекарственным и охраняемым растениям Тамбовской  области.

                                      
а) адонис весенний     б) лютик едкий       в) мать-и-мачеха
Запиши буквы, соответствующие выбранному ответу:
лекарственные растения - _______
охраняемые растения - _________
ядовитые растения - ____________

14. Найдите «лишнее» слово и зачеркните его.
o   Дикие звери: мул, соболь, кабарга.
o   Оседлые птицы: воробей, свиристель, сорока.
o   Деревья: ольха, калина, ясень.
o   Энергетические полезные ископаемые: уголь, нефть, мрамор.
o   Моря Северного Ледовитого океана: Белое, Мраморное, Карское.
o   Полководцы: М.В.Ломоносов, М.И.Кутузов, А.В.Суворов.
15. Установлено, что пресмыкающиеся  (черепахи, ящерицы) откладывают в гнёзда в несколько раз больше яиц, чем птицы.
Объясните, почему?_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

16. Узнайте  животное по его описанию.
         Это животное относится к одной из древнейших групп млекопитающих, представители которой жили ещё 30 миллионов лет назад. Это зверёк средней величины, приспособленный к жизни в воде. Конусовидная голова его оканчивается длинным подвижным хоботком. Плотный, густой тёмный мех не намокает, потому что хорошо смазан жиром. В воде  чувствует себя почти, как рыба: по 10-12 минут может находиться под водой. Обитает в бассейнах рек Цна, Ворона, Битюг, Савала.
а) бобр;     б) утконос;    в) выхухоль;        г) осётр.

17. К какой природной зоне относятся растения? Запишите.
а) низкорослые растения с мелкими листьями           ________________
б) растения, имеющие очень длинные корни              ________________
в) расположены растения всех ярусов                         _________________
г) сплошной травянистый растительный покров        ________________

18. На  схеме зашифрована цепь питания. Надо только поставить кубики с названиями элементов цепи на свои места. Решите эту головоломку.
                                     а) растения,       
                                          б) волк,
                                           в) мышь,             
г) сова,
д) олень.

Заполните  вторую строку таблицы соответствующими буквами.

Ответ:
1
2
3
4
5







19. Выбери строчку, в которой перечислены искусственные экосистемы.
а) луг, поле, болото, лес;
б) аквариум, поле, водохранилище, сад;
в) аквариум, озеро, лес, луг;
г) сад, поле, лес, река.

20. Выберите  и подчеркните объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенные в России.
         Озеро Байкал, вулканы Камчатки, Ватикан, Красная площадь, Троице-Сергиева лавра, мавзолей Тадж-Махал,  статуя Свободы.


21. Рассмотрите диаграмму и ответьте на вопрос: «Какой вид загрязнения больше всего влияет на окружающую среду?» Выберите правильный ответ.

а) сброс сточных вод
б) выбросы промышленных отходов в атмосферу
в) транспортные выхлопы      
г) вырубка лесов         
д) бытовые отходы


1
2
3
4
5



22. Выберите верные высказывания. 
а) Позвоночник состоит из позвонков, связанных между собой упругим хрящом, внутри позвонков проходит спинной мозг.
б) Органы выделительной системы удаляют из организма лишнюю воду.
в) При выдохе лёгкие выделяют углекислый газ и водяные пары.
г) Кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы кислородом, питательными веществами, забирает углекислый газ и ненужные для организма вещества.

23. В стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от человеческой воли, они выводятся из организма? ____________________________________________

24. В желудке у птиц грубая пища перетирается, поэтому птицы заглатывают мелкие камешки. Что позволяет человеку обходиться без этого?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

25. Кто из русских князей произнёс слова: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет…»
а) Ярослав Мудрый,                           б) Владимир Мономах,
в) Александр Невский,                       г) Пётр Великий.

26. Расположите исторические события в хронологическом порядке.
       Отмена крепостного права
       Крещение Руси
       Первый полет человека в космос
       Ледовое побоище
       Великая Отечественная война
       Полтавская битва

2 комментария:

  1. а ответы в отдельную тетрадь писать?

    ОтветитьУдалить
  2. Максим! Можешь просто указать вариант ответа. Да, в отдельную тетрадочку!

    ОтветитьУдалить