воскресенье, 29 января 2017 г.

Олимпиада по литературному чтению

Готовятся: Мария Б., Ярослав М.



ОЛИМПИАДА  ПО   ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(школьный этап) 2015-2016 учебный год
учени __   ___________ класса
Ф. И.    ___________________________________________________________

       I. Работа с текстом.
Прочитай текст.
Ссора птиц
      Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы. Стали они говорить:
- Соблазнила нас приманка, вот мы и попались, - сказали вороны.
- Давайте подумаем, как нам вырваться на волю, - предложили скворцы. – Будем стараться все как один, может, и освободимся.
     Думали птицы, думали и придумали.
- Давайте, - заговорили голуби, - все разом взмахнём крыльями, - может, взлетим, поднимем сеть?
- Верно, - подхватили остальные птицы. – Может, поднимем сеть, если дружно возьмёмся.
    Дружно взмахнули все птицы крыльями, подняли сеть и полетели. Увидел птицелов, что сеть с птицами летит, - диву дался и бросился вдогонку.
    Наверху летят птицы вместе с сетью, внизу бежит за ними птицелов. Бежит, глаз не спускает со своей сети, а как подбежал поближе и разглядел птиц, так и подумал: «Птицы-то в сеть попались разные!.. Может, перессорятся? Тогда  они так быстро лететь не смогут, и сеть потянет их к земле!  Тут-то я их и поймаю…»
    И действительно, некоторое время все птицы дружно махали крыльями, а потом вороны закаркали:
- Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как все, сеть давно бы упала на землю!
    Услышали это голуби и рассердились:
- Будет вам бахвалиться! Мы стараемся не меньше вашего!
    Теперь пришла очередь обидеться скворцам. Вступили в спор и они.
  Начали все птицы браниться, друг друга упрекать… Крыльями они махали еле-еле, и сеть тянула их к земле всё сильнее и сильнее. Вскоре они летели совсем низко, но не замечали этого. Когда дружба врозь, работа на лад не идёт. Как только птицелов смог дотянуться до верёвки, он крепко ухватился за неё и притянул сеть к земле. Унёс птицелов птиц, да в клетки их пересажал. 


Часть 1.   Ответь на вопросы к тексту
При выполнении заданий этой части выбери правильный вариант ответа.
I. 1. Где происходят описанные события, описанные в начале текста?
1)    в деревне                     2)    в поле                 3)    в лесу
I. 2. Почему попались птицы в сеть?
1)    соблазнились приманкой                         
2)    любопытно было узнать, что внутри
3)    захотели попасть в клетку
I. 3. Выбери верный вариант значения выражения «все как один».
1)    дружно                         2)    весело                        3)    быстро
I. 4. Что помогло птицелову поймать птиц во второй раз?
1) птицы выбились из сил
2) птицы затеяли вздорную ссору и потеряли высоту
3) птицы запутались в сети
I. 5. Какое образное выражение помогает понять главную мысль текста?
1)  дружно не грузно, а врозь хоть брось
2)  друзья познаются в беде
3)  долг платежом красен
I. 6. Подумай, что вынесено в заглавие текста?
1) основная мысль                        2) тема
I. 7. В какой сборник можно поместить это произведение?
1) сборник сказок                       2) сборник басен                
3) сборник былин                       4) сборник рассказов
I. 8. Главная мысль какой басни созвучна с главной мыслью этого произведения?
1) И.Крылов «Лебедь, рак и щука».
2) И.Крылов «Мартышка и очки».
3) И.Крылов «Кот и повар».
При выполнении заданий этой части кратко запиши ответ.
I. 9. Продолжи ряд глаголов, расположив их в соответствии с последовательностью событий:
Попались,___________________________________________ ______________________
___________________________________________________ ________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(Бранились, разглядел, попались, рассердились, пересажал,  притянул, полетели, придумали, ухватился, закаркали)
I. 10. Могут ли происходить события, описанные в тексте, зимой? Докажи – почему? _____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  _____________________________________________________________________________
I. 11. Объясни значение выражения «диву дался». _____________________________________________________________________________
I. 12.Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста. Заполни табличку.

А) Снова в неволе
Б) Птицы держат совет: как вырваться на волю
В) Дружный полёт
Г) Соблазнившись приманкой, птицы попадают в сеть
Д) Вздорная ссора птиц

1
2
3
4
5






I. 13.Выпиши предложение из текста, помогающее понять, о чём главном хотел сказать нам автор.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

I. 14. Вспомни названия произведений (1-2), героями которых тоже являются птицы, упомянутые в сказке. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   

Часть 2.   Выполни задания
II.1. Подпиши авторов, которые придумали этих героев:
Суок  ___________________________ ___________________________________
Нильс ______________________________________________________________
Том Сойер __________________________________________________________
Данило-мастер ______________________________________________________
Герда ______________________________________________________________
Золушка ____________________________________________________________
II.2.Определи название  произведения и его автора по отрывку:
А) Однажды вечером разыгралась непогода: гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра. Вдруг кто-то постучался в городские ворота и старый король пошёл отпирать. ________________________________________________________________________
 Б)  За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба - на земле
Жил старик в одном селе 
_________________________________________________ _____________________
 В) «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого…» 
_________________________________________________________________________

 II.3. Допиши  слова,  чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
слезы _______________________               девица______________________ 
меч  ________________________              силушка _____________________
руки ________________________             пир _________________________
конь ________________________             удаль ________________________
II.4. В какой части сказки  встречаются слова «Устроим пир на весь мир», «Стали жить-поживать и добра наживать»  ____________________________________
 II.5. Распредели высказывания на две группы: крылатые выражения и пословицы.
1.    Вилами на воде написано.
2.    Чует кошка, чьё мясо съела.
3.    А Васька слушает да ест.
4.    Сколько верёвочке не виться, а конец будет.
5.    От радости в зобу дыханье спёрло.
6.    Большому кораблю – большое плавание.
7.    А ларчик просто открывался.
Впиши цифры:
А) крылатые выражения:  _________________   
Б) пословицы:______________________
II.6. Объясни значение слов, которые часто встречаются в былинах, сказаниях:
Яства ___________________________________ 
Волхвы __________________________________ 
Палица __________________________________ 
Отрок ___________________________________   
II.7. Узнай автора по описанию фактов  из его биографии:
А) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее.  В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».  _________________________________________________________________

Б) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения. ___________________________________________________________________   

В) Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки.
 ________________________________________________________________  
Г) Выздоровлению мальчика мешала бессонница. По совету тётушки позвали ключницу Пелагею, которая была великой мастерицей сказки сказывать. Пришла Пелагея, села у печки и стала говорить немного нараспев: «В некиим царстве, в неким государстве жил-был богатый купец, именитый человек…»
Кто пересказал нам сказки ключницы Пелагеи?
_________________________________________________________________
 

II.8. Найди и подчеркни в отрывке стихотворения  И.Бунина «Листопад» сравнения.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
II.9. Кто из перечисленных авторов иллюстрировал свои рассказы? Подчеркни ответ.
А) Н.Сладков   Б)Е.Чарушин    В)В.Бианки     Г)М.Пришвин

II.10. Какой из рассказов Л.Толстого можно назвать описанием?  Подчеркни ответ
А) «Какая бывает роса на траве»;  Б) «Куда девается вода из моря»;
В) «Лев и собачка»;                         Г) «Прыжок».    

II.11. Какого поручения царь в сказке Ершова «Конёк-Горбунок» не давал Ивану? Подчеркни ответ.
А)достать Жар-птицу;                    Б)достать перстень;
В)привезти Царь-девицу;               Г)поймать кобылицу.   

II.12. У кого из героев книги Распэ «Приключения Мюнхаузена» на голове выросло вишнёвое дерево? Подчеркни ответ
А) у коня     Б) у оленя   В) у волка    Г) у белого медведя   

II.13. Какому герою принадлежало конопляное зёрнышко, которое позволяло знать урок, не уча его? _____________________________________________________________________




















                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            



  

Комментариев нет:

Отправить комментарий